Видеонаблюдение в магазине неотъемлемая часть охраны.

Если для небольших магазинов, состоящих из одного, двух залов система видеонаблюдения не очень-то и нужна, учитывая большое количество продавцов и контролеров, то для супермаркетов она является обязательной. В больших магазинах товары располагаются на открытых витринах. Посетитель набирает, взвешивает и упаковывает товар самостоятельно. Контроль осуществляется только на кассе, при этом, кассир помимо контроля веса и идентификации товара должен осуществить кассовое обслуживание клиента.

В таких условиях появляется множество угроз противоправных действий связанных с кражами. Они делятся на внешние (со стороны клиента) и внутренние (со стороны персонала).

Прежде чем определить технические характеристики системы видеонаблюдения, которая призвана предотвратить противоправные действия и минимизировать их последствия, необходимо определить круг проблем, с которыми предстоит бороться:

Внешние нарушения

  • Использование товара в личное пользование или употребление непосредственно на месте;
  • Хищение предметов имеющих небольшие размеры. Обычно прячется под одеждой или в личных вещах;
  • Злоумышленник добавляет товар в упаковку более крупного, после чего оплачивает ее и получает ее и проносит через выход абсолютно легально;
  • Подмена штрих кода. Наклейка с кодом меньшей стоимости наклеивается на дорогое изделие;
  • Вынос товара, минуя кассовый узел через складские и другие технические помещения.

Внутренние угрозы

Наиболее распространенными являются хищения товара, совершаемые персоналом – группой лиц в сговоре, либо персоналом и покупателями. Чаще всего не производится контрольное взвешивание, часть товара не пропускается над сканером, кассиром вручную набивается неправильный код.

Способы противодействия и причины их низкой эффективности

Для противодействия внешним и внутренним хищениям могут применяться различные способы:

  • Установка зеркал в труднообозримых местах в сочетании с расстановкой контролеров, в том числе и анонимных;
  • Широкое применение антикражных маркеров основанных на различных технологиях (электро и радиомагнитные, радиочастотные).

Все эти способы являются малоэффективными. Одни из них весьма дорогостоящи, а другие могут защитить товар только от неопытных воришек. Причиной низкой эффективности системы видеонаблюдения для магазина могут считаться технические ограничения видеокамер, сложности с записью и длительным хранением видеофайлов, неправильная расстановка видеокамер в торговых и технических помещениях.

Принципы размещения камер в различных зонах магазина

Наиболее распространенными являются хищения товара, совершаемые персоналом – группой лиц в сговоре, либо персоналом и покупателями. Чаще всего не производится контрольное взвешивание, часть товара не пропускается над сканером, кассиром вручную набивается неправильный код.

Способы противодействия и причины их низкой эффективности

Для противодействия внешним и внутренним хищениям могут применяться различные способы:

  • Установка зеркал в труднообозримых местах в сочетании с расстановкой контролеров, в том числе и анонимных;
  • Широкое применение антикражных маркеров основанных на различных технологиях (электро и радиомагнитные, радиочастотные).

Все эти способы являются малоэффективными. Одни из них весьма дорогостоящи, а другие могут защитить товар только от неопытных воришек. Причиной низкой эффективности системы видеонаблюдения для магазина могут считаться технические ограничения видеокамер, сложности с записью и длительным хранением видеофайлов, неправильная расстановка видеокамер в торговых и технических помещениях.

Принципы размещения камер в различных зонах магазина

Стандартный набор устройств для торговой зоны с размещением товара

Торговый зал является помещением, где располагается большинство видеокамер. В ее задачи входит контролировать выкладку товара персоналом и предотвращать хищения, порчу и другие противоправные действия покупателей. Видеокамеры необходимо расположить между стеллажами в проходах. Высота установки камер в магазине, в зависимости от высоты стеллажа, может составлять 2,5-3м. Это позволяет устройству осуществлять мониторинг на расстоянии до 5м. В этой зоне захвата можно видеть как междурядное пространство, так и расположение товара на стеллажах.

Использовать камеры с более высоким разрешением и изменяемым фокусным расстоянием  для получения качественного изображения с большего расстояния нецелесообразно, так как скопление покупателей на пути обзора гарантированно закроет контролируемую зону и не позволит зафиксировать процесс воровства. Если торговый ряд имеет длину более 5м, то контролируемое пространство разбивается на несколько секторов, каждый из которых обслуживается собственной камерой.

Небольшая площадь контролируемых зон позволяет использовать видеокамеры с минимальными функциональными возможностями и бюджетной стоимостью, значительно экономя средства, как при установке, так и при дальнейшей эксплуатации.

Прикассовая зона

Система видеонаблюдения в магазине расположенная над этой зоной должна выполнять две функции. Стандартную – недопущение хищений со стороны клиентов и дополнительную – мониторинг количества посетителей. Видеокамеры располагаются в прикассовом пространстве, которое находится между торговыми рядами и рабочими местами кассиров. Используются как минимум две видеокамеры, которые располагают друг против друга с обеих сторон прикассового прохода. При значительном количестве рабочих мест может быть установлено еще несколько обзорных видеокамер. 

Для данной системы видеонаблюдения также рекомендуется использовать дополнительные модули программного обеспечения с аналитическим поиском информации по времени и типу объекта.

Кассовый узел является одним из наиболее конфликтных мест, где возникают споры между кассирами и посетителями, как правило, об оплате товара и выдаче сдачи. Быстрое предоставление видеодоказательств клиенту может исчерпать конфликт в самом начале.

Кассы

Касса одно из мест, где установка видеокамеры в магазине обязательна. Для крупных магазинов, это является стандартной практикой. Цель — предотвратить возможность хищений и махинаций. Информацию, поступающую из данной подсистемы видеонаблюдения, рекомендуется сохранять на отдельном диске (дисковом RAID массиве) с более длительным периодом хранения. Сами видеокамеры должны иметь матрицу с довольно высоким разрешением не менее 2 МPix. При этом объективы устройств можно взять самые простые с фиксированным фокусным расстоянием, так как расположение рабочего места кассира является статичным.

Основная цель – проконтролировать следующие действия кассира:

  • Внесение и аннулирование штрих кода, как вручную, так и при помощи сканера;
  • Передача денег и сдачи кассиром и покупателем.

Камеры, расположенные над рабочим местом кассира должны быть сориентированы так, чтобы в зону видимости попал монитор, сканер штрих-кодов, кассир, клиент, и область перемещения денежных средств.

В зоне возле кассы рекомендуется расположить еще одну камеру видеонаблюдения, контролирующую поведение посетителей, находящихся на выходе из кассового узла. Камеры располагать со стороны выхода в здание, допускается использование одной видеокамеры на два прохода.

К видеокамерам предъявляют повышенные требования по разрешению изображения, чтобы в случае анализа возникшего конфликта можно было осуществить масштабирование с необходимым уровнем детализации.

Хранение информации

От камер видеонаблюдения поступает большое количество информации, которая нуждается в обработке и систематизации. Необходимость в длительном хранении требует нескольких RAID массивов жестких дисков. Для установки большого количества дорогостоящего оборудования, в магазине необходимо выделить отдельное помещение. Допускается установка в серверной, обслуживающей локальную сеть супермаркета. Основные технические параметры видеосервера определяются количеством видеокамер используемых в магазине. Прямой доступ к обработанной информации и видео архиву могут иметь несколько структурных подразделений:

  1. Отдел безопасности, в обязанности которого входит отслеживание неблагонадежных работников, профилактика хищений со стороны персонала и посетителей, проведение служебных расследований по факту свершившихся противоправных действий;
  2. Маркетинговый отдел — использует информацию во время проведения рекламных мероприятий, а также маркетинговых исследований;
  3. Служба охраны. Как правило, несколько мониторов, на которые транслируется изображение со всех или ключевых камер видеонаблюдения располагаются на посте охраны. Один или несколько диспетчеров осуществляет постоянный мониторинг ситуации в магазине. В случае обнаружения противоправных действий высылается наряд.
Опубликовано в рубрике Блог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.